В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.
1 этап: инициатива заключения договора
Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.
Если вы занимаетесь подготовкой:
- 
	
Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.
 - 
	
Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.
 - 
	
Согласуйте условия с контрагентом.
 
2 этап: определение основных условий
Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.
Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:
- 
	
Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).
 - 
	
Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).
 - 
	
Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).
 - 
	
Цену или условия расчетов.
 - 
	
Ответственность за неисполнение.
 - 
	
Сроки и дополнительную информацию.
 - 
	
Ответственных лиц.
 
3 этап: проверка контрагентов
Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.
Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.
Стандартный перечень документов для досье контрагента
- Копия выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) со свежей датой. Если вы проводите сделку с недвижимостью или крупным активом — не старше 10 дней.
 - Копия устава (обязательно). В нем указаны полномочия руководителя, все положения о заключении и одобрении крупных сделок, риски признания сделок недействительными и другие важные аспекты.
 - ИНН/ОГРН.
 - Протокол назначения генерального директора. Этот документ подтверждает полномочия действующего руководителя.
 - Копия доверенности на иных лиц.
 - Копия лицензии на деятельность.
 - Бухгалтерская отчетность, налоговая декларация. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» исключил их из перечня документов, содержащих коммерческую тайну.
 - Письменное согласие на предоставление персональных данных, копии паспорта ИП.
 - Сведения о наличии необходимых активов, ресурсов, квалифицированного персонала.
 
Читайте также нашу статью о 17 бесплатных сервисах для проверки контрагента.Смотрите также: Как проверить контрагента
4 этап: доработка текста договора
На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.
5 этап: согласование
Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:
- Финансовые службы.
 - Юристы.
 - Служба безопасности (при ее наличии). Она проверяет репутацию контрагента и его способность выполнить обязательства по договору.
 - Руководитель.
 
Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:
- 
	
Обоснование необходимости составления договора.
 - 
	
Обоснование выбора контрагента.
 - 
	
Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.
 - 
	
Срок согласования для каждого подразделения.
 - 
	
Пояснительную записку с дополнительной информацией.
 
Лист согласования также должен содержать:
- ФИО, должность и отдел ответственного исполнителя.
 - Визу ответственного исполнителя.
 - Визы руководителей ответственного исполнителя.
 - Вид документа (договор, допсоглашение).
 - Наименование контрагента.
 - Список визирующих лиц.
 - Дату поступления на визирование и обратно.
 
Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.
После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.
Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту
Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.
Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.
Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.
Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.
Реестр договоров
Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:
- Регистрационный номер.
 - Дополнительный номер (номер контрагента).
 - Дату договора.
 - Наименование контрагента.
 - Предмет договора.
 - Срок действия.
 - Ответственное подразделение (исполнитель).
 - Цена договора.
 - Наличие приложений.
 - Кто подписал договор.
 
7 этап: контроль за исполнением
В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).
Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.
Задачи ответственного сотрудника
- Контроль исполнения договора.
 - Направление копии договора в другие подразделения и бухгалтерию, обеспечение исполнения договорных обязательств по срокам, объему и качеству.
 - Мониторинг действующих договоров, решение вопросов исполнения обязательств, оплаты, своевременного продления, разрешения конфликтов.
 - Информирование финансового и юридического отдела при возникновении дебиторской задолженности или других проблем неисполнения договора (в течение одного рабочего дня).
 
8 этап: хранение
Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах. Минимальный срок хранения — 4 года, после чего договоры сдаются в архив. Копии и подлинники выдаются на основании запроса, заверенного руководителем структурного подразделения.
Схема работы с договором в электронном виде
- 
	
Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.
 - 
	
Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).
 - 
	
Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.
 - 
	
Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.
 - 
	
Регистрация договора в электронном реестре.
 - 
	
Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.
 - 
	
Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.
 
Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.
