В условиях стремительных экономических, социальных и технологических перемен XXI века надежные, но устаревшие методы организации управления могут навредить бизнесу. В том числе и потому что у сотрудников нового поколения другие требования и ожидания от работы.
Модные тенденции
Например, широкую популярность получила концепция бирюзовых организаций. При таком подходе многие сотрудники работают независимо друг от друга, разница между руководителями и подчиненными минимальна (налажена горизонтальная структура), а авторитетный мотиватор — не KPI и строгая иерархия начальников, а ценности, цели и взаимное уважение в команде. «Бирюзовый» формат менеджмента основан на классической модели самоуправления. Несмотря на неоспоримые преимущества, некоторым типам компаний он не подходит.
Программа «Система эффективного менеджмента» 
 Узнайте о критериях эффективности управления, получите инструменты для планирования и управления результативностью на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Научитесь адаптировать процессы управления к бизнес-реалиям без существенных изменений и сопротивления персонала.
 
Объективно оценивать совместимость новых бизнес-подходов с реальными ресурсами компании можно на основе базовых систем менеджмента.
Стабильность рыночной ситуации
Глобально системы эффективного менеджмента делятся на закрытые (замкнутые) и открытые. Основное различие заключается в способе взаимодействия с внешними факторами. Закрытая система оправдана в условиях экономической стабильности. Но если рыночная ситуация плохо прогнозируется, то лучше работать будет открытая система.
В закрытой системе менеджмента деятельность сфокусирована:
- 
	
На решении повседневных задач.
 - 
	
Снижении издержек и увеличении прибыли.
 - 
	
Оптимизации производства в условиях стабильности.
 - 
	
Рациональном использовании внутренних ресурсов.
 - 
	
Оперативном управлении и четком исполнении инструкций и регламентов.
 
Как правило, такую систему выбирают крупные предприятия с большим количеством сотрудников. Человеческий фактор в этой системе не играет большой роли, что некоторые эксперты считают недостатком.
В открытой системе менеджмента деятельность фокусируется:
- 
	
На быстрой и безболезненной адаптации к новым внешним условиям.
 - 
	
Маркетинговых и инновационных стратегиях.
 - 
	
Регулярном тестировании гипотез.
 - 
	
Поиске новых возможностей.
 - 
	
Творческом подходе в решении задач.
 - 
	
Предупреждении рисков.
 - 
	
Аналитике влияния действий компании на изменении положения на рынке.
 
В такой модели человеческий фактор играет одну из ключевых ролей, а эффективность функционирования проверяется через успешное достижение целей и способность к самоорганизации сотрудников.
Стили управления
Программный или «жесткий» менеджмент обычно строится в тех компаниях, где традиционно сильна иерархическая структура власти. Например, в крупных корпорациях. В таком случае основной мотивацией сотрудников становится четкое исполнение приказов вышестоящих начальников. Задача подчиненного — выполнить свою работу хорошо, принести компании деньги и заработать самому. «Работа не место, где работник становится счастливым», — пишет Дэн Кеннеди, автор книги «Жесткий менеджмент».
Преимущества:
- 
	
Высокая степень предсказуемости.
 - 
	
Легкий контроль.
 
- 
	
Эффективность в условиях большого количества линейного персонала и высокой текучести кадров.
 
Недостатки:
- 
	
Несвоевременное реагирование на внешние изменения.
 - 
	
Низкий темп выполнения задач.
 - 
	
Существенное искажение информации в процессе согласования между управленческими уровнями.
 - 
	
Сотрудники не понимают, как результат их работы влияет на продукт компании.
 
Целевое управление. Эта модель довольно популярна в западной бизнес-среде и подходит компаниям, в которых человеческий фактор имеет большое значение, а HR-отделы настроены на поиск лучших сотрудников на рынке. Основная стратегия в этом случае — достижение глобальной цели компании через локальные и персональные ожидания отделов и сотрудников.
В такой системе руководитель занимает позицию ментора: помогает поставить цели, оценивает результаты работы, мотивирует подчиненных, поддерживает инициативы, дает адекватные инструменты и ресурсы для выполнения задач. Его важнейшие навыки — четкое планирование и умение однозначно формулировать ТЗ.
Преимущества:
- 
	
Оперативная реакция на внешние и внутренние изменения и запросы потребителей.
 - 
	
Высокая привлекательность среди соискателей, HR-бренд.
 
Недостатки:
- 
	
Требуется высокий уровень ответственности и вовлеченности каждого сотрудника в рабочие процессы.
 - 
	
Кроме экспертизы, руководителям нужны развитые мягкие навыки и эмпатия.
 - 
	
Если хотя бы одно звено выпадает, то ломается вся цепочка.
 
Адаптивный менеджмент. Модель, релевантная для компаний, стабильность которых сильно подвержена влиянию внешних факторов. Например, ее широко применяют брокерские организации и другие биржевые игроки. Основная цель — вовремя замечать изменения и зарабатывать на них, поэтому требуются регулярные объемные инвестиции в системы мониторинга.
Адаптивная эффективная система менеджмента работает на предприятиях, которые способны:
- 
	
Быстро менять ассортимент товаров без ущерба для качества.
 - 
	
Обеспечивать хорошую клиентскую поддержку.
 - 
	
Выстраивать гибкие отношения между руководителями и подчиненными.
 - 
	
Принимать решения и рисковать в пользу быстрой реакции на изменения.
 
Самоуправление или самообучение. Эта система эффективного менеджмента подходит для быстроразвивающихся компаний и стартапов. В таких структурах бизнес-цели достигаются за счет взаимного обучения сотрудников.
Преимущества:
- 
	
Глубокое взаимодействие между сотрудниками.
 - 
	
Совместная ответственность работников за принятые решения.
 - 
	
Высокий уровень ответственности.
 - 
	
Быстрая проверка гипотез для вывода новых продуктов на рынок.
 - 
	
Высокие шансы первыми занять новую нишу на рынке.
 
Недостатки:
- 
	
Слабый контроль, нет классической иерархии.
 - 
	
Обязательная лояльность всех сотрудников к компании.
 - 
	
Долгий поиск персонала, который умеет работать без внешнего контроля.
 
Тренды менеджмента
Эффективное функционирование системы менеджмента во многом зависит от того, как компания реагирует на запросы общества и адаптирует их под свою структуру. Эксперты отмечают несколько тенденций, на которые стоит обратить внимание.
- 
	
Эксперименты с инновационными продуктами, технологиями или подходами к обслуживанию клиентов, даже если такие вложения кажутся рисковыми.
 - 
	
Инвестиции в высокий уровень профессионализма руководящего звена.
 - 
	
Лояльное отношение к сотрудникам, поддержка их талантов и идей.
 - 
	
Отказ от краткосрочных выгод в пользу достижения стратегической цели.
 - 
	
Социальная ответственность компании, ориентация на экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG).
 - 
	
Навыки привлечения внешнего капитала для достижения финансовой устойчивости, а также согласие с временными убытками в пользу будущей выгоды.
 - 
	
Знание и грамотное использование всех активов компании. Необходимо не только постоянно пополнять ресурсы, но и вовремя избавляться от балласта.
 
